Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое
обеспечение и оснащенность образовательного процесса в МБДОУ №64 "Золотая
рыбка" г.Калуги (далее-ДОУ) соответствует требованиям, предъявляемым к
материально-техническим условиям реализации ОП ДО:
-соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам;
-соответствует правилам пожарной безопасности;
-средства обучения и воспитания соответствуют возрасту
и индивидуальным особенностям развития детей;
-развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает реализацию образовательных программ;
-имеется учебно-методический комплекс, учебное и
игровое оборудование, компьютерное оснащение.
Для эффективной организации образовательного процесса
в ДОУ предусмотрены следующие помещения:
-6 групповых изолированных помещений для каждой
возрастной группы;
-дополнительные помещения с детьми
(музыкально-физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда совместно с кабинетом
педагога-психолога);
сопутствующие помещения (кабинет специалистов,
медицинский блок, пищеблок).
Оборудование основных помещений соответствует росту и
возрасту детей. Функциональные размеры, используемой детской мебели для
сидения, игры и столов, соответствуют обязательным требованиям, установленным
техническими регламентами. В группах столы и стулья - по числу детей.
Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования
детей соблюдаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и
нормативами, что подтверждено протоколами измерений.
Материально-техническое оборудование развивающей
предметно-пространственной среды групповых помещений соответствует принципам
комплексности и интеграции.
При организации образовательного
процесса в МБДОУ №64 «Золотая рыбка» г.Калуги учтены особые образовательные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В дошкольной организации
психолого-педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед,
педагог-психолог, старший воспитатель) совместно с воспитателями участвуют в
проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность
специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для
выявления и обследования детей, разработки индивидуальных образовательных
маршрутов.
Для воспитанников с ОВЗ (дети с
тяжелыми нарушениями речи) реализуется адаптированная образовательная программа
для дошкольного образования. Программа ориентирована на детей 5-7 лет и
рассчитана на два года обучения.
Для детей старшего возраста в
дошкольном учреждении проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по
коррекции звукопроизношения.
Индивидуальные образовательные
маршруты воспитанников разрабатываются с учётом особенностей развития ребенка,
основной целью которых является коррекция нарушений развития.
Специалисты и воспитатели групп
компенсирующей направленности прошли курсы повышения квалификации по вопросам
организации образования детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Непосредственно в рамках
образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта,
сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
В целях
обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте ДОУ создана
альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Оборудованные учебные кабинеты
МБДОУ № 64 "Золотая рыбка" г. Калуги
оборудовано 6 групп, кабинеты: учителя - логопеда совмещен с кабинетом
педагога-психолога, методический кабинет, музыкальный зал совмещен с
физкультурным залом.
В дошкольном
учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Оснащены логопедическим кабинетом, кабинет педагога-психолога.
Для обеспечения коррекционной работы
для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и детей с нарушениями в звукопроизношении
в учреждении имеются учебно-методические пособия:
- по звукопроизношению (речевые
профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для
автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, логопедическое
лото);
- по фонетическому восприятию
(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу
(дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы
предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной
сложности, тексты для пересказа);
- методическая литература по
разделам.
Для
обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления учителем-логопедом
и педагогом-психологом используются
- пособия: счетный материал, пирамидки, разрезные
картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний",
набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей
силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница",
"Нелепицы", артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры,
дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам,
загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации и др.;
- пособия и материалы на развитие дыхания, на развитие
мелкой моторики, по обучению грамоте, материал для звукобуквенного анализа и
синтеза.
Для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников
используются дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры.
Объекты для проведения практических занятий
Для организации образовательной деятельности и используется
все пространство учреждения.
Объекты для
проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для
организации образовательной деятельности дошкольников используется все
пространство учреждения: игровые комнаты, музыкально-физкультурный залы, кабинеты
учителей-логопедов, педагога-психолога, прогулочные площадки и спортивная
площадка.
Доступ к
кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Библиотека
В МБДОУ № 64 "Золотая рыбка" г.Калуги имеется библиотека научной, методической,
педагогической, информационной литературы для педагогов, родителей (законных
представителей) воспитанников, а также детская художественная и познавательная
литература, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.
Методическая литература размещена по образовательным
областям. В библиотеке имеется база электронных образовательных ресурсов.
Библиотеки,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом
кабинете. Весь книжный фонд дошкольной организации можно условно разделен на
части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая (в т. ч. по
организации коррекционной работы) и справочная литература);
Репродукции картин, иллюстративный материал,
дидактические пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные
программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей, книги совместного пользования.
Создана электронная библиотека для педагогов ДОУ.
помещение
для размещения библиотеки отсутствует, книжный фонд методической,
энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете
ДОУ и групповых помещениях.
Объекты спорта
Объекты спорта
В МБДОУ № 64
"Золотая рыбка" г.Калуги имеются следующие объекты спорта:
Физкультурный зал |
-спортивная
стенка, -оборудование
для организации занятий по физкультуре, -атрибуты
для спортивных и подвижных игр -скамейки, -спортивные
комплексы, -мячи,
обручи, ворота, тренажеры, канат, мешочки для метания, набивные мячи,
баскетбольные мячи, кольца для баскетбола и пр. -зеркала
со стеной для проверки осанки, индивидуальные коврики для организации работы
по коррекции осанки и пр. |
Спортивная площадка |
Футбольные
ворота, лесенки, щиты для метания, бревно, лавки, яма для прыжков, турники и
пр. |
Уголки физической культуры в каждой группе |
-мячи,
кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др. -спортивное
оборудование, -нетрадиционное
оборудование, -многофункциональное
оборудование, оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки,
пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр. |
Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В каждой группе есть центры
физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности
имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья»,
и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование;
многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы
(массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и
пр.
Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.
За каждой группой закреплен игровой участок,
оснащенный теневым навесом, песочницей, скамейками, красочным, современным
игровым оборудованием (горки, домики - беседки), которое соответствует росту и
возрасту детей.
Средства обучения и воспитания
В групповых
комнатах создана развивающая предметно- пространственная среда в соответствии с
основными направлениями развития детей.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой
возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и
целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой,
двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной,
познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр
и занятий. Организация и расположение предметов развивающей
предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям и
потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования
отвечают требованиям техники безопасности, санитарно- гигиеническим нормам,
физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Наличие
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду имеются технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ТНР):
Кабинет учителя- логопеда содержат:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного оснащения
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития
правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и
дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- методическая, дидактическая, справочная и
художественная литература.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ № 64 «Золотая рыбка» г.
Калуги имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используются педагогами
для повышения эффективности образовательного процесса.
Воспитанники
являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации
образовательной деятельности.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники
детского сада не имеют самостоятельный доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного
компьютерного кабинета нет. Однако, с помощью взрослых, в доступе для детей в
ДОУ - 3 ноутбука, для педагогов -2 персональных компьютера, административного
управления — 3 персональных компьютера, которые имеют выход в Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В учреждении имеются электронные
образовательные ресурсы: интерактивная доска, телевизор, мультимедийное
оборудование в музыкальном зале и методическом кабинете, магнитолы,
музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки.Имеется в электронном виде
методическая литература и учебно-наглядные пособия для обеспечения
образовательного процесса.
Компьютеры в методическом
кабинете имеют доступ к информационно — коммуникационной сети «Интернет», что
позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных
видов детской деятельности.
Воспитанники
являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации
образовательной деятельности.
Каталог образовательных ресурсов для
педагогов и родителей:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки
Калужской области
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Каталог образовательных ресурсов для
педагогов ДОУ:
Портал Ресурсы образованиясоздан для тех, кто
является профессионалом в сфере дошкольного образования, интересуется
современными тенденциями в образовании и активно работает в этой области.
"Дошколенок.
ру"-сайт для воспитателей детских садов
"Детство-гид"-сайт для педагогов дошкольных учреждений.
Сайт "Фестиваль
педагогических идей. Открытый урок"
Газета
"Дошкольное образование"-электронная версия газеты
"Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое
сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир,
Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук,
Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный
портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание.
Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации
печатного издания.
В ДОУ нет
электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается самостоятельный
доступ воспитанниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Воспитанники являются «пользователями» материалов,
подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы для
детей дошкольного возраста:
"Обучалки и
развивалки для детей"их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь
вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и
школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет
посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все
игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое;
посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое
необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...).
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ внутрь учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Вход на территорию детского сада, оборудован домофонам на высоте доступной для людей с ОВЗ. Вход в учреждение оборудован кнопкой вызова сотрудника.
Доступ в здание дошкольного учреждения инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья возможен через центральные вход.
На прилегающей территории учреждения выделена
и обозначена стоянки автотранспортных
средств для инвалидов.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дети-инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями
здоровья обучаются в группах общеразвивающей и комбинированной направленности
(дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи) и в специальных технических
средствах обучения по состоянию здоровья не нуждаются.