Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров.
Возрастание социальной роли воспитателя в наше время сопровождается ростом требований
к его профессионализму и личностным качествам. Не только молодым специалистам,
но и педагогам, имеющим немалый стаж работы, приходится осваивать новые знания,
умения, компетенции, Совокупность требований к профессионализму педагогических
работников предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты, согласно
которым воспитатель должен быть компетентным в различных областях: обучении,
воспитании, развитии воспитанников; организации взаимодействия с субъектами образования;
формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр. Однако практика
показывает, что многие из них испытывают компетентностные дефициты, спектр
которых весьма широк. Выявление и преодоление данных дефицитов имеет для системы
образования первостепенное значение в свете указа Президента РФ от 21 июля 2020
г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» и задач национального проекта «Образование», оптимизированных на
вхождение России в ТОП-10 стран мира по качеству образования. При этом
очевидно, что разные категории педагогов в условиях объективных изменений
требований к содержанию и результатам профессиональной деятельности находятся в
определенной растерянности перед новым поколением, более оснащенным технически и
технологически, нуждаются в персонифицированной методической и психологической
помощи.
В системе образования институт Наставничества практиковался с советских времен
в отношении выпускников педагогических вузов и училищ, их адаптации и
закреплении в дошкольных учреждениях, поэтому в наше время необходима новая
модель наставничества.
Новая модель наставничества поможет улучшить показатели детского сада
и создать психологически комфортную среду для развития и повышения
квалификации педагогов. И молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково
нуждаются в методическом сопровождении.
Чтобы расширить и улучшить методическую работу педагогов, необходимо планировать
работу наставников по-новому, используя модель с распределением
задач по следующим направлениям:
·
педагоги-стажисты — молодые педагоги;
·
молодые наставники — педагоги старшего поколения;
·
педагоги — родители.
Такой подход позволит нам организовать комплексную методическую поддержку
педагогов с разным уровнем профессиональной подготовки. Причем в роли
наставника могут быть не только опытные педагоги, но и молодые
специалисты.