Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе создание доступности
образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного,
но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей
страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
При организации образовательного
процесса в МБДОУ №64 «Золотая рыбка» г.Калуги учтены особые образовательные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В дошкольной организации
психолого-педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед,
педагог-психолог, старший воспитатель) совместно с воспитателями участвуют в
проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность
специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для
выявления и обследования детей, разработки индивидуальных образовательных
маршрутов.
Для воспитанников с ОВЗ (дети с
тяжелыми нарушениями речи) реализуется адаптированная образовательная программа
для дошкольного образования. Программа ориентирована на детей 5-7 лет и
рассчитана на два года обучения.
Для детей старшего возраста в
дошкольном учреждении проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по
коррекции звукопроизношения.
Индивидуальные образовательные
маршруты воспитанников разрабатываются с учётом особенностей развития ребенка,
основной целью которых является коррекция нарушений развития.
Специалисты и воспитатели групп
компенсирующей направленности прошли курсы повышения квалификации по вопросам
организации образования детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Непосредственно в рамках
образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта,
сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
В целях
обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте ДОУ создана
альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном
учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены
логопедическим кабинетом, кабинет педагога-психолога.
Для обеспечения коррекционной работы
для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и детей с нарушениями в
звукопроизношении в учреждении имеются учебно-методические пособия:
- по звукопроизношению (речевые
профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для
автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, логопедическое
лото);
- по фонетическому восприятию
(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу
(дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы
предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной
сложности, тексты для пересказа);
- методическая литература по
разделам.
Для обследования интеллекта, развития
памяти, внимания, мышления учителем-логопедом и педагогом-психологом
используются
- пособия: счетный материал, пирамидки, разрезные
картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний",
набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей
силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы",
артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные
упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки,
чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации и др.;
- пособия и материалы на развитие дыхания, на развитие
мелкой моторики, по обучению грамоте, материал для звукобуквенного анализа и
синтеза.
Для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников
используются дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности
дошкольников используется все пространство учреждения: игровые комнаты,
музыкально- физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, коридоры,
прогулочные площадки и спортивная площадка.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в
детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд
дошкольной организации можно условно разделен на части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая (в т. ч. по
организации коррекционной работы) и справочная литература);
Репродукции
картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные
программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей;
книги совместного пользования.
Создана электронная библиотека для педагогов
ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении оборудован
физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия физической
культурой, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и
нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения
физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование:
гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени
разных типов, стойки и планки для прыжков. доски-балансиры;
- спортивный инвентарь: мячи, мешки
с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры,
скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории ДОУ имеется спортивная
площадка с необходимым оборудованием: футбольные ворота, лесенки, щит для
метания, бревно, стойки с кольцом для баскетбола.
В каждой группе есть центры
физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности
имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья»,
и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное
оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки,
пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр.
Оборудование может быть использовано
как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В групповых комнатах создана
развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными
направлениями развития детей.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой
возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей во
всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной,
конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для
развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей
предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям и
потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования
отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам,
физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания,
используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (пособия и дидактические игры, книги для
чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,
иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,
модели демонстрационные);
-спортивное оборудование (мячи, обручи, кегли,
кольцеброс и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ внутрь учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Вход на территорию детского сада, оборудован домофонам на высоте доступной для людей с ОВЗ. Вход в учреждение оборудован кнопкой вызова сотрудника.
Доступ в здание дошкольного учреждения инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья возможен через центральные вход.
На прилегающей территории учреждения выделена
и обозначена стоянки автотранспортных
средств для инвалидов.
Специальные условия питания
В Учреждении организовано сбалансированное питание в
соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с
действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения"
Если в детском саду есть дети, которые
нуждаются в лечебном и диетическом питании, составьте для них индивидуальное
меню. Допускается употребление такими детьми готовых домашних блюд,
предоставленных родителями.
В МБДОУ № 64
«Золотая рыбка» г.Калуги организовано питание ребенка, страдающего сахарным диабетом и использование в питании блюд и
продуктов, принесенных из дома.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны
здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в
Учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён
оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н.
Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра в соответствии с
договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница».
В ДОУ
организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе
детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью консилиума является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации,
исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со
специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
воспитанников. Психолого-педагогический консилиум МБДОУ №64 "Золотая рыбка" г. Калуги тесно сотрудничает с Территориальной
психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) г. Калуги, куда в сложных
ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование.
В детском саду используются
здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие
детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в
здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный
ресурс используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения с целью
информационного и методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ,
как поиск дополнительной информации для организации непосредственно
образовательной деятельности с детьми, создания собственных интерактивных
продуктов (игр, презентаций), для организации тесного сотрудничества с
родителями воспитанников.
В учреждении имеются мультимедийные средства обучения,
оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки и аудиосистема),
видеокамера, фотоаппарат.
В ДОУ разработан и действует сайт учреждения.
Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ нет
электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается самостоятельный
доступ воспитанниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Воспитанники являются «пользователями» материалов,
подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Дети-инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями
здоровья обучаются в группах общеразвивающей и комбинированной направленности
(дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи) и в специальных технических
средствах обучения по состоянию здоровья не нуждаются.